
Дело № 2а-637/2021 (2а-4440/2020)
УИД 33RS0002-01-2020-005953-94
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 марта 2021 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.,
при секретаре Соболевой Ж.Ю.
с участием:
представителя административного истца -
помощника прокурора г.Владимира Щеголевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному иску прокурора г.Владимира в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Владимира об обязании ликвидировать несанкционированные места складирования отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Владимира, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.39 КАС РФ, обратился в Октябрьский районный суд г.Владимира с административным иском об обязании администрации города Владимира ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в части кадастрового квартала ### по адресу: <...>.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления. Установлено, что в части кадастрового квартала ### государственной неразграниченной собственности по адресу: <...> расположено несанкционированное место складирования отходов производства и потребления, что подтверждается актами проверки от ДД.ММ.ГГГГ, сведения УФРС от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра территории департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ. Складирование отходов производится непосредственно на земельный грунт. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес главы администрации города Владимира внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, в том числе об отходах производства и потребления, в удовлетворении которого отказано. Согласно ответу администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### на представление администрация города не является уполномоченным лицом по ликвидации бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на земельных участках, находящихся в государственной неразграниченной собственности и расположенных на территории муниципального образования. В ходе настоящей проверки установлено, что администрация города продолжает бездействовать в части проведения мероприятий по охране земель в указанном кадастровом квартале. На указанном земельном участке, необорудованном в качестве объекта размещения отходов или площадки для временного хранения отходов, расположено несанкционированное место складирования отходов производства и потребления площадью ###, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом административного обследования объекта земельных отношений управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ. Выявленные нарушения в деятельности администрации города Владимира свидетельствуют о ненадлежащем уровне организации исполнения требований федерального законодательства в указанной сфере и представляют реальную угрозу жизни и здоровью граждан, могут повлечь неблагоприятные последствия для окружающей среды с причинением значительного экологического ущерба.
Представитель прокуратуры г. Владимира Щеголева Т.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – администрации города Владимира, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Ранее участвуя в судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 (по доверенности) просил в иске отказать в полном объеме, полагая, что администрация города является ненадлежащим ответчиком по делу ввиду отсутствия переданных государственных полномочий и финансирования из бюджета Владимирской области. Полагал, что ответственность за ликвидацию свалок должен нести Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена заинтересованного лица администрации Владимирской области на Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области, представитель которого ФИО5 (по доверенности) в судебное заседание не явился. Ранее участвуя в судебном заседании поддержал исковые требования, указав, что ликвидация свалок к полномочиям Департамента не относится.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации провозглашен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» способы хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.2 ст.13 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено в силу п.24 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Как указал Конституционный суд РФ в постановлении от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ" характер и пределы участия местного самоуправления в решении этих вопросов - притом что одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", получивший свое нормативное выражение, в частности, в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", - обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения. Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый).
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Владимира проведена проверка, в ходе которой установлено, что в части кадастрового квартала ### государственной неразграниченной собственности по адресу: <...> расположено несанкционированное место складирования отходов производства и потребления. Складирование отходов производится непосредственно на земельный грунт.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес главы администрации города Владимира внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, в том числе об отходах производства и потребления, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ исх.### на которое сообщено, что администрация города не является уполномоченным лицом по ликвидации бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на земельных участках, находящихся в государственной неразграниченной собственности и расположенных на территории муниципального образования. Расходные обязательства и организационные мероприятия по ликвидации указанных отходов возложены на органы государственной власти Владимирской области.
По настоящее время на части земельного участка в кадастровом квартале ###, необорудованном в качестве объекта размещения отходов или площадки для временного хранения отходов, расположено несанкционированное место складирования отходов производства и потребления площадью около ###, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-43), актом административного обследования объекта земельных отношений управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-45).
В судебном заседании представитель административного ответчика не отрицал нахождение несанкционированной свалки в границах муниципального образования город Владимир, а также принадлежность земельного участка.
Вместе с тем доказательств устранения нарушений требований природоохранного законодательства, административным ответчиком суду не представлено.
Отсутствие необходимого финансирования для выполнения работ по ликвидации несанкционированных свалок, на что было обращено внимание представителем административного ответчика (л.д.72, 85-86) не освобождает администрацию города Владимира от исполнения обязанности по ликвидации указанной выше свалки.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" подчеркнул, что отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества.
С учетом изложенного выше исковые требования прокурора города Владимира являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а доводы о том, что администрация города Владимира является ненадлежащим ответчиком по делу – подлежащими отклонению.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора города Владимира, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию города Владимира ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале ### согласно следующих координат:
###
###
###
###
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья А.О. Веселова
Решение суда принято в окончательной форме 31.03.2021.
Судья А.О. Веселова